6 месяцев
Остался всего месяц до первой серьезной даты – полугодичного юбилея. За предстоящие тридцать дней ваш малыш еще повзрослеет, еще сильнее изменится и многому научится.
Физиология шестого месяца жизни
Малыш продолжает активно расти и развиваться. Пять месяцев - срок, когда в жизни ребеночка многое меняется. Оно и хорошо, ведь он становится старше. На шестом месяце жизни многие мамы вводят в рацион второй прикорм - кашку. Если раньше помимо материнского молока малыш пробовал только пюре, то теперь к его удовольствию богатый выбор каш. Экспериментируйте на здоровье, только не переусердствуйте.
Каши следует вводить небольшими порциями, ни в коем случае не заменяя ими полностью грудное питание. Следите за самочувствием крохи - ведь какие-то каши усваиваются лучше, какие-то хуже. И знайте меру! Доктор Спок однажды сказал, что самый большой недостаток искусственного питания состоит в том, что мама видит, сколько осталось в бутылочке. Не нужно впихивать в ребенка остатки каши или смеси, если он не хочет. Он уже наелся, чувствует себя в меру сытым, так зачем же пичкать еще? Детский организм прекрасно знает, что и в каких количествах ему нужно.
К концу пятого - началу шестого месяца ребенок уже достаточно развит физически и многим родителям очень хочется, чтобы он стал еще более развитым - побыстрее сел, побыстрее встал, а еще лучше побежал. Ни в коем случае не форсируйте события. Пусть все идет своим чередом. Если на исходе шестого месяца жизни ваш малыш еще не сел, в этом нет никакой катастрофы - просто мышцы еще не готовы. Усаживание ребеночка в подушки приведет к искривлению позвоночника, а вовсе не научит его быстрее садиться самостоятельно. То же с ползанием и вставанием на ножки. Если кроха сам встает, цепляясь за бортики кроватки, - хорошо. Нет - не надо его ставить насильно. Всему свое время.
К полугоду у некоторых детишек режутся первые зубки. Десны набухают, чешутся и болят, и это, естественно, доставляет малышу дискомфорт. Он может на какое-то время стать раздражительным и плаксивым. Наберитесь терпения и не паникуйте: очень скоро это сложное время станет прошлым.
Психология ребенка шестого месяца жизни
На шестом месяце жизни малыш делает скачок в психологическом развитии. Он уже знает свое имя и откликается на него, он прекрасно умеет отличить своих от чужих и становится еще более недоверчивым к последним, чем раньше. Не беспокойтесь, это не закомплексованность, а нормальное развитие. Срабатывают защитные инстинкты организма.
Малыш теперь очень любит общаться и постоянно требует к себе внимания. Это очень хорошо, хотя и утомительно для родителей. Ребенок начинает подражать тому, что видит и слышит, постепенно складывает звуки в слога, хотя до полноценных слов еще далеко.
Любопытно, что уже на шестом месяце жизни в лепетании малыша можно услышать нотки и интонации родного языка. Старайтесь как можно больше разговаривать с вашим чадом, читать ему стихи, петь, задавать ему вопросы. Конечно, он еще не сможет вам ответить, но навык восприятия и воспроизведения речи все равно активно формируется.
На шестом месяце ребенок отлично чувствует эмоциональный микроклимат в семье, поэтому попытайтесь не повышать голоса и не выяснять отношений в его присутствии. С ним же разговаривайте не очень громким, спокойным, уверенным и ласковым голосом, без сюсюканья. Дети гораздо более восприимчивы к взрослому стилю общения. Старайтесь не устраивать дома шумных сборищ и не брать с собой дитя на вечеринки, даже если атмосфера там самая позитивная. Детская психика еще слишком слаба и неустойчива и вместо положительных эмоций ребенок испытает стресс, напряжение и очень устанет. Повремените, ведь у него еще будет шанс повеселиться на праздниках.
Навыки и умения шестого месяца жизни
Итак, к середине-концу шестого месяца жизни малыш обычно умеет:
Ползать, хотя иногда не вперед, а назад. Ребенок поползет только тогда, когда будет готов к этому психологически - то есть, сможет связать движения тела с перемещением в пространстве, которое за этими движениями следуют. Иногда механизм проще понять, двигаясь назад, а не вперед.
Управлять одновременно двумя руками, брать и бросать игрушки, уверенно хлопать в ладоши.
Разговаривать. Пока еще не предложениями и даже не словами, но все равно это уже не бессмысленные гласные звуки, а попытка изъясниться, которая на данном этапе представляет собой набор слогов.
Садиться с помощью взрослого или самостоятельно. Главное здесь - не подгонять естественные процессы.
Спать всю ночь, не просыпаясь для еды. Малыш стал более активным, он тратит много энергии и к вечеру сильно устает, поэтому спит крепче и дольше. Кушает он теперь тоже больше, поэтому проголодаться успевает только к утру.
Играть в первые развивающие игры - коробочки с крышечками, которые надо открывать - закрывать, пирамидки, кубики.Автор: Ольга Калмыкова Воспитание малыша
Малыш становится все любопытнее, с большим интересом тянется к ярким игрушкам, особенно к тем, которых раньше не видел. Заметив новый привлекательный предмет, он ползком устремляется к нему. В этот период появляется направленность его действий на результат. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит.
Как организовать жизнь ребенка в 6 месяцев
В этом возрасте ребенок спит днем два-три раза – но некоторым малышам хватает и одного продолжительного сна. Происходит много перемен, связанных с едой, – параллельно с материнским молоком ребенок получает и прикорм, и здесь родителям надо внимательно следить за возможными аллергическими реакциями. Есть новую пищу ребенок пытается по-взрослому – он уже может пробовать зачерпывать из тарелки ложкой.
Двигательное развитие ребенка в 6 месяцев
Руки и пальчики малыша развиты уже достаточно, чтобы его игры с предметами стали намного разнообразнее: ребенок перекладывает игрушки из руки в руку, бросает их, стучит ими по кроватке, может подобрать с пола что-то небольшое. К шести месяцам зрение малыша позволяет видеть даже совсем маленькие предметы, и он может пытаться схватить нарисованный на одеяле цветной кружочек, которого раньше не замечал, или парящую в луче света пылинку.
Ребенок может крепко взять протянутые ему пальцы или палочку, после чего садится и какое-то время остается в этом положении, сильно наклонившись вперед. Если взять ребенка на колени, он пытается сесть, встать, попрыгать, а во время купания с удовольствием барахтается в воде.
Как играть с ребенком в 6 месяцев
Малышу хочется все исследовать: дайте ему эту возможность. Среди игрушек должны быть разные емкости с крышками, которые можно открывать, предметы, которые пищат, если нажать на определенную кнопку, которыми можно позвенеть, которые можно сжать или, наоборот, растянуть.
Продолжайте давать ему разные сыпучие материалы, вроде фасоли или гороха, следите за тем, чтобы малыш не принялся глотать их. В качестве безопасного сыпучего материала подойдет и обычная соль: попробовав ее на вкус один раз, ребенок вряд ли захочет это повторить.
Чему можно научить ребенка в 6 месяцев
На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. Например, на вопрос: «где матрешка?», ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.
Его можно спросить «где мама?», стоя вместе с малышом перед зеркалом, – и показать, где его отражение, а где – мамино. Пользуйтесь тем, что ребенок охотно все рассматривает – показывайте ему фотографии и репродукции хороших картин.
Начальное развитие речи
Малыш подолгу громко лепечет (это уже подготовка к активной речи), повторяя одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш «закрепляет», запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.
Обычно родители невероятно радуются, услышав от малыша «ма-ма» или «па-па», и ребенок, замечая эту радость, начинает лепетать еще охотнее. Уловив в речи малыша отчетливо произносимые согласные, повторите их вслед за ним, и положите его палец на свои губы – пусть он почувствует вибрацию.
Что чувствует и как себя ведет ребенок в 6 месяцев
Малыш узнает голос близкого человека, еще не видя его, и радуется этому: может начать улыбаться, еще даже не проснувшись, если в комнату вошла мама. Но если это кто-то чужой, малыш насторожится и будет смотреть, как реагируют на чужого родители.
Ребенок в этом возрасте осознает себя, узнает и понимает, что оказывает на окружающих какое-то влияние. Он может дурачиться и кривляться, и если видит, что родители смеются, начинает делать это еще активнее.
Задача родителей
Удовлетворяя любопытство малыша, можно начать ему читать книжки, забавные песенки и стишки. Если в конце стихотворения есть что-то неожиданное – например, как в игре: «Поехали, с орехами, в ямку – бух!», ребенок будет реагировать на это с удовольствием. Если он начинает смеяться в самом начале песенки, предвкушая «сюрприз» - это свидетельствует о том, что у ребенка развилась память.
Автор: Жанна Сергеева, аналитический психолог
|